В автошколе курсантам в обязательном порядке преподают дисциплину Этические основы деятельности водителя. Прослушать лекцию – не значит осознать ее. Понять значение этого учебного предмета порой мешают философские категории, которые упоминает преподаватель.
Почувствовать практическое значение этики за рулем поможет изначальное значение слова «этос». В переводе с древнегреческого – это нрав, обычай. Если просто, этика за рулем помогает понять, как комфортным и безопасным для себя и окружающих способом приспособить свой нрав к общественному пространству – дороге.
Мотивация на дороге и цели управления авто
Общеизвестное разделение людей на 2 типа по мотивации – тех, кто стремится избегать неудач / достигнуть успеха – порой не действует на дороге. Водитель первого типа, оказавшись один на один с дорогой, перестает быть собой и начинает красоваться перед участниками движения, обгонять, доказывая свою крутость. Человек с сильнейшей мотивацией на успех, напротив, стремится не выделяться. Никогда не повышает скорость и спокойно уступает всем дорогу. Поэтому оценивать собственные риски за рулем по своему поведению, мотивации вне автомобиля не стоит.
Основной мотивацией должно стать стремление безопасно для себя и других доехать до всех запланированных пунктов назначения и обратно. Стремитесь вы при этом к успеху или предпочитаете избегать неприятных для себя ситуаций – не играет роли. Причем такая установка должна стать и главной целью управления автомобилем. Ощутите ее всем существом, тогда даже в неожиданных для себя ситуациях на дороге вы поведете себя по-человечески. Создадите себе такую привычку – вождение станет гораздо комфортнее.
Этика и способности водителя
Эмоциональная неустойчивость, неумение владеть собой часто называют отрицательными характеристиками личности, которой будто не знакомы этические нормы поведения в обществе, в том числе на дороге. Спорное утверждение, верное лишь отчасти. Сильная перебранка между водителями сразу после столкновения – вполне адекватная реакция. Главное, быстрей взять себя в руки, включить голову и решить проблему согласно закону и человеческим нормам морали.
Ругательства, крики возмущения наедине с собой как реакция на наглое поведение проезжающего рядом водителя – все это демонстрирует ваш нормальный моральный облик. Так что прекращаем винить себя за повышенный всплеск эмоций. Концентрируемся на своих положительных сторонах:
- точности сенсомоторных реакций;
- умении моментально определять пространственные отношения между объектами;
- хорошей памяти;
- сообразительности;
- быстрой переключаемости.
Социальное давление на дороге
Психологическое воздействие коллектива происходит регулярно. Даже когда нам кажется, что именно мы не подвластны социальному давлению. Например, в пробке часть водителей начинает бурно выражать возмущение: сигналить, выходить из автомобиля. Часть спокойно ожидает, когда скопление транспортных средств рассосется и движение возобновится. Оба варианта поведения – результат психологического воздействия коллектива. Другой пример – ремонтные работы на дороге и резкие развороты идущих друг за другом авто, словно сделанные под копирку.
Стоит избегать социального давления на дороге – все зависит от степени опасности сложившейся ситуации. Единственное, следует соблюдать общеизвестное гуманное правило: не делать по отношению к другому человеку того, что не желаешь себе. И конечно, следует оперативно реагировать в действительно опасных ситуациях. Помнить: на дороге много людей, много транспортных средств, а не только я и «вон тот… на той тачке».
Приспособить свой нрав к дороге как общественному пространству вполне реально. Ведь это сделали миллионы людей до вас в сотнях странах мира. Осознание данного факта – важный шаг к комфортному и безопасному вождению.
Добавить комментарий